Соловецкие тайны
Юрий Супруненко, Соловки
Местные жители утверждают,
что монастырь располагается на вулкане
Если
не штормит, от Кеми до Соловков меньше трех часов неспешного судового
хода. Ветреные безмолвные просторы моря, низкое небо, исчерканное
черными тучами, серые морщинистые островки с поклонными крестами под
треугольными кровельками - дикий, пустынный и неприветливый край. Но
вот впереди будто выплыл из пучины зеленый холм, рядом с ним протянулся
другой. Над островной грядой по курсу выросли монастырские стены,
сложенные из огромных валунов, поднялись мощные башни, подперли небо
купола соборов. Такое впечатление, что грозный монастырь встал на
страже этой удивительной земли, ее чудес и неразгаданных тайн. А их
здесь, как я убедился, когда кораблик пришвартовался к причалу гавани
Благополучия, множество.
Каменный лабиринт
С
вершины высшей точки острова - Секирной горы, которая находится в
двенадцати километрах от монастыря, я обозрел лесистые дали, светлые
луга, глубоко вдающиеся в сушу заливы-губы, озера. Неповторимое
своеобразие островных пейзажей заключается в том, что на площади всего
в несколько десятков квадратных километров можно увидеть такие
природные комплексы, которые на материке отстоят друг от друга на
многие сотни километров. В местном Ботаническом саду, расположенном в
четырех километрах от монастыря, встречаются даже диковинные южные
растения. Согласно монастырскому преданию, в конце XIX века соловецкие
монахи ездили на Памир, где встречались с далай-ламой, и привезли в
подарок настоятелю крупноплодный шиповник, сирень, бадан и другие
растения. У местных же старожилов свое толкование столь необычного
растительного разнообразия Соловков.
Охранник Ботанического сада
Сергей Кошурников, который приютил меня на ночь в сторожке, оказался
весьма веселым и словоохотливым парнем. Угощая ароматнейшим чаем из
местных трав, он при свете керосиновой лампы выдал мне такую версию:
«Раньше летом в озерах купались, а в море не совались - холодно.
Теперь, наоборот, в море стало теплее. Вопрос? Недавно один заезжий
ученый показал мне фото наших островов из космоса. Вокруг все синее, а
Соловки красные. Что это? Правильно. Не остров это, а вулкан. Может
быть, даже несколько. И где-то внизу уже процессы полным ходом идут...»
И
в истории заселения Соловков немало загадок. Здесь, например, находится
самое крупное на Европейском Севере России языческое святилище. В
комплекс культовых и погребальных сооружений входит крупнейший в мире
каменный лабиринт (поморы называли подобные круговые выкладки
«вавилонами»). Он представляет собой закрученную в спираль цепочку из
камней. Ученые до сих пор не могут разгадать предназначение этого
сооружения. Возможно, в лабиринт должна была попасть (и уже не
вернуться назад!) душа умершего. Так или иначе, но никто не
сомневается, что Соловки в древности являлись священным местом, где
совершались культовые обряды, связанные с верованиями протосаамов -
аборигенов Беломорья.
Искатели безмолвия
Я
недаром с Секирки начал знакомство с этой обретшей зловещую славу
островной землей. Именно сюда, на Соловки, пятьсот лет назад приплыли
первые иноки - «искатели безмолвия» и уединенной жизни. В образе жизни
монахов на Соловках тоже много необычного, загадочного, а порой и
достаточно страшного.
В монастырских тюрьмах, а позже в соловецких
лагерях на всех островах были замучены и погибли тысячи заключенных.
Дикую Соловецкую землю власти на протяжении пяти столетий будто
специально избирали местом заточения узников (часто совсем безвинных).
Самым, пожалуй, знаменитым арестантом монастыря был последний атаман
Запорожской Сечи Петр Кальнишевский. Он был выслан на Соловки в 1776
году восьмидесятипятилетним стариком после ликвидации Сечи по указу
Екатерины II и провел в тюрьме четверть века. До сих пор для многих
остается загадкой, как мог уроженец обласканных солнцем и теплом земель
выдержать это двадцатипятилетнее «гробовое» заточение и здесь на
суровых Соловках, не потеряв рассудка и не «уронив» себя душевно,
дожить до ста двенадцати лет? До такого возраста не дотягивали даже
самые крепкие и мудрые казаки-характерники, обладавшие секретами
долголетия.
В 1801 году указом Александра I Петру Кальнишевскому
была дарована свобода. Однако 110-летний (ровно столько ему к тому
времени исполнилось!) узник не захотел воспользоваться царской
щедростью. И речь здесь не только о свободе выбора. В своем письме
атаман попросил разрешения «в обители сей ожидать со спокойным духом
приближающегося конца своей жизни». О Кальнишевском и его соловецком
заточении можно услышать множество легенд и чудесных историй и на
днепровских, и на беломорских берегах. Среди казаков, например,
бытовало предание, что их атаману удалось бежать в Турцию, где он
женился и даже имел сына. Бывалые люди утверждали также, что его
отправили на Дон, где он верховодил местными казачками.
Сергей
Кошурников, пичкая меня фантастическими историями и местными чудесами,
и о Кальнишевском слово замолвил. В частности, он высказал
предположение, что атаман не совсем по своей воле захотел остаться на
острове. Он, дескать, знал некую монастырскую тайну. Она заключалась в
том, что дюжие упорные иноки не только молились, но и занимались
добычей... алмазов. Это происходило в подземелье под сушилом, как раз
возле камеры атамана. И мельничные круги с подозрительно шероховатой
поверхностью, вбитые в тюремный пол, и крест посреди залива - все это
остатки старинных механизмов, обслуживающих алмазные шахты. На
подсобных работах в них могли использоваться и колодники, имена которых
после этого навсегда растворялись в небытии.