Кузова
– Русский и Немецкий – небольшие острова архипелага Кемских шхер.
Расположены они примерно в 15 км от устья реки Кемь. Кузова - скалы,
возвышающиеся над водой на десятки метров. Здесь древние саамы создали
настоящие пантеоны своих каменных божеств. Эти святилища были открыты и
исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под
руководством И. М. Мулло в 60-ые годы. На Большом Немецком Кузове
насчитывается около 300 сейдов. Их можно разделить на три группы.
Первая – это огромные угловатые валуны, поставленные на т.н. «ножки» -
мелкие камни. На верхней плоскости сейда часто установлено несколько
небольших камней, а под ними в некоторых случаях - разноцветные
обкатанные мелкие камешки-гальки. Другие сейды, меньшего размера,
име-ют разные формы. Среди них выделяются сейды-«идолы» в виде грубого
скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и
размерам верхнюю часть человече-ского туловища, на которых лежат камни,
имеющие форму головы человека, птицы или собаки. Поставленные спереди
цилиндрической формы камни напоминают вытянутые руки. С этими
сейдами связана интересная поморская легенда об «окаменевших немцах».
Предание повествует о том, что когда-то очень давно, «немецкие люди»
(так поморы называли шведов) хотели напасть на Соловецкий монастырь. В
море их застигла буря. «Немцы» укрылись на северных Кузовах. С вершины
горы острова они видели белокаменные стены Соловец-кого монастыря. Но
частые бури на море не позволяли плыть дальше. Однажды, когда «немецкие
люди» сидели за трапезой вокруг костра, бог покарал ворогов, превратив
их в камни. С той поры и называется тот остров Большим Немецким
Кузовом. Основой легенды послужило историческое событие начала XVII
века, связанное с попыткой шведского отряда совершить нападение на
Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и саамское поверье о
превращении человека в камень. Третья, наиболее многочисленная
группа, - среднего размера и разной формы валуны, на возвышенную часть
которых установлены один (иногда – два-три) камней поменьше раз-мером.
На
Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы,
называемой Лысой. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно
таких же, как и на Немецком Кузове. Единственным отличием святилища на
Лысой горе является присутствие здесь «каменных баб» - антропоморфных
сейдов-«идолов», получивших свое название по сходству с половецкими
каменными бабами степей Евразии. Поставленная вертикально продолговатая
гранитная плита подпирается с обеих сторон двумя плитами округлой
формы. По мнению И.М.Мулло, их можно рассматривать и как фаллические
фигуры. Кроме сейдов на Кузовах имеются несколько каменных куч,
сложенных из небольших валунов, и каменных кладок. В обоих святилищах
памятники, как правило, установлены на пологих скалистых склонах, с
которых хорошо видны море, проливы между островами, места рыбного и
зверобойного промысла. Открытие саамских святилищ на Немецком и
Русском Кузовах имеет важное значение: впервые культовые памятники
древних саамов обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали.
А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой
древности, а не являются этнографическими объектами.