В
облике Успенского собора есть что-то от необузданной силы падуна. И
вместе с тем собор настолько отточен и совершенен, что вызывает
ассоциацию с жемчужиной, самой драгоценной в ожерелье, украшавшем
некогда герб города Кемь», - так пишет об Успенском соборе в Кеми в
своих архитектурных новеллах Вячеслав Орфинский, архитектор, знаток
деревянного зодчества. Успенский
собор в Кеми – монументальное сооружение, которое по своему типу,
композиции, художественному и образному содержанию может служить
настоящей энциклопедией северного народного деревянного зодчества
начала XVIII века. Кемский собор – современник и достойный собрат
прославленной Преображенской церкви Кижского погоста. Собор
строился шесть лет: торжественная закладка Успенского собора состоялась
в 1711 году, строительство продолжалось до 1717 года. В 1714 году
первым был закончен не главный, а придельный храм – освященный во имя
основателей Соловецкого монастыря свв. Зосимы и Савватия. Ко
времени начала строительства собора застройка городского центра уже
сложилась, и новый храм должен был господствовать над ним. Величие в
древнерусском зодчестве отождествлялось с высотностью сооружения. Идея
высоты в Кемском соборе подчеркнута трижды: высотой главного шатрового
храма Успения (35.5 м), ступенчатым переходом от боковых храмов (высота
которых 23.5 м) к главному и контрастным противопоставлением
устремленных вверх шатров - низким пологим крышам трапезной и
невысокому крыльцу. С востока к трапезной примыкает главный Успенский
храм, с севера – Зосимо-Савватиевский, с юга – Никольский, с запада –
галерея-сени и крыльцо.
конецформыначалоформыАрхитектурно-пространственная
композиция собора продумана безукоризненно: нет ни одной точки
восприятия, с которой все три шатра сливались бы в одном силуэте и тем
самым нарушался бы основной композиционный прием построения кемского
собора – принцип контраста высот и объемов. Этот принцип – контрастного
противопоставления – проведен и в деталях: чешуйчатые главки
контрастируют с гладким тесом шатров, тес – с бревнами, подзоры и
столбики крыльца своей ажурностью подчеркивают массивность сруба.
Внутренняя архитектура памятника под стать наружной: строгость и
суровость. В центре комплекса расположена трапезная. Это лаконично
решенная просторная комната-зал: выструганные стены, потолок из широких
плах, поддерживаемый двумя резными столбами, широкие скамьи вдоль стен.
Из трапезной дверь ведет в центральный храм, восточную часть
которого занимает пятиярусный иконостас. Резной иконостас, выпадающий
из общего строгого стиля, – более поздний; старый иконостас состоял из
горизонтальных полок-тяблин. В конце XIX века собор был обшит, что
сильно исказило его облик, но в настоящее время он реставрирован в
первоначальном виде. Рядом с Успенским собором стоит шатровая часовня
первой половины XVIII столетия. Интересная сама по себе, она несколько
нарушает композиционную ясность собора. Впрочем, ни часовня, ни близко
подступившие к храму жилые дома не способны разрушить очарования этого
замечательного памятника.
|