НЕофициальный сайт города Кеми
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
История [11]
Разное [43]
Мини-чат
100
Наш опрос
Кто вы ?
Всего ответов: 166
Главная » Статьи » Разное

Экспедиция "Кемь 2000"
Отчет подготовлен Олегом Титовым

Экспедиция "Кемь-2000" проходила по заросшим районам средней Карелии. Примерно в тех же краях при Иване Грозном шли ожесточенные бои (см. фильм "Иван Васильевич меняет профессию"). Поэтому в качестве цели экспедиции были определены исторические и культурно-этнографические исследования.

Состав экспедиции был необычно мал — четыре человека, что обеспечило определенную мобильность исследовательской группы. В нее вошли преподаватели ЮАШ — Валерий Валеев, Инна Данилова и Олег Титов. Учащихся представляла выпускница ЮАШ Мария Казаченко. Удачное соотношение преподаватели/учащиеся равное 3:1, позволило проводить учебную работу на высоком профессиональном уровне, тем более, что преподаватели, призванные "под ружье" представляли три факультета Санкт-Петербургского Университета — крупнейшего ВУЗа города — физический, географический и мат-мех, соответственно.

Экспедиция высадилась в городе Кемь Карельской республики ранним утром 12 августа 2000 г. После краткого изучения старинной часовни - памятник архитектуры конца 17 века — экспедиция погрузилась в автобус номер 4 и двинулась в сторону Подужемской ГЭС.

В автобусе состоялся первый контакт с местным населением. С трудом объяснявшийся на русском языке мужчина лет 40 рассказал нам, что в районе Подужемья раньше была деревня, которую затопило после постройки каскада плотин на р. Кемь. Он также сообщил, что в лесах мало грибов и много мошки. При этом мужчина пил пиво из бутылки ("Балтика", номер 4), которую вытаскивал из внутреннего кармана куртки.

На 850 км трассы Санкт-Петербург – Мурманск экспедиция сошла с асфальта и углубилась в лес. Здесь бывшая лесовозная дорога, пропадая в гуще растительности, уводит путников в районы болот и брошенных лесозаготовок. В первый день экспедиция добралась до Кривых озер. На Большом Кривом озере был устроен первый лагерь. Проведенный опрос местного населения, попавшегося по дороге (2 человека и 1 собака), подтвердил правильность поставленных целей и выбранного маршрута.

В этом районе была проведена вылазка на остров посреди Большого Кривого озера с целью изучения расположенной там избы. Наличие избы было установлено опять же методом опроса местного населения. Осмотр на месте показал, что избой можно пользоваться лишь в крайнем случае, поскольку местное население использовало ее не всегда по прямому назначению.

Через день, 14 августа, экспедиция прошла по летнику в южном направлении. Стоянка была устроена в районе оз. Лесное на небольшой ламбе. По-видимому, здесь раньше проходили большие лесозаготовки, так как были найдены следы большого лагеря.

15 августа экспедиция достигла оз. Маслозеро — стоянка была устроена на северном берегу. В результате активных научных работ были обнаружены: свежие медвежьи следы, три разбитые лодки и монета 1953 года достоинством 5 копеек.

Вечером 16 августа после длительного и трудного перехода через болота экспедиция выбралась на южный берег оз. Маслозеро - здесь, согласно показаниям местного населения, должна была располагаться заброшенная деревня с современными коттеджами. Однако, ни коттеджей, ни самой деревни, мы так и не обнаружили. Как оказалось впоследствии, пожар 1999 года уничтожил всю деревню дотла. Поэтому рассказы местного населения не всегда соответствуют действительности. Однако, дорога на Маслозеро оказалось очень хорошей. По-видимому, коттеджи были выстроены где-то неподалеку. Благодаря хорошей погоде в этот день удалось провести астрономические наблюдения. Наблюдались поднимающиеся над водной гладью светила, как-то: Луна, Юпитер, Сатурн. Также было замечено несколько метеоров потока Персеид и странное облако на северо-западе, напоминающее пылевой след болида. Облако, на всякий случай, сфотографировали.

17 августа мы двинулись от оз. Маслозеро по дороге на юго-юго-восток. Следует отметить, что раньше весь путь проходил по заросшей тропе, часто проходящей через топкие болота. Теперь же мы шли по шикарной грунтовке, на которой даже вульгарная лужа была большой редкостью. Но грибы по обочинам попадались в неимоверных количествах.Стоянка была сделана слева от дороги на одной из небольших ламб.

18 августа путь лежал через реку Шуя к озеру Кедриламби. Раньше через реку можно было перебраться по мосту. Теперь же оказалось, что мост совсем развалился. Поэтому местное население перебирается по ветхому настилу из досок, который вряд ли сможет выдержать даже груженый мотоцикл. Во всяком случае, мы застали сцену, в ходе которой местные жители высаживались из машины на одном берегу, в пешем строю переходили мост и усаживались в другую машину на берегу противоположном.

На озере Кедриламби среди живописных болот и скал экспедиция простояла и весь день 19 августа, проводя рекогносцировку окружающей местности. Из-за особой топологии пространства это было делом далеко не простым. Тем не менее, рекогносцировка прошла удачно.

20 августа предстоял последний переход — до ж/д станции Сосновец. Ранним утром экспедиция снялась с последней стоянки. Миновав селения Пертозеро и Ноттоваракку, мы выбрались на трассу Санкт-Петербург Мурманск в районе 805 км. Здесь было сделано несколько неудачных попыток притормозить пролетающие на большой скорости иномарки. Иномарки пролетали, но не останавливались. Лишь через 6 км пути, после того, как мы повернули на дорогу к Беломорску, появились местные жители, которые на красной "Ниве" и белом "Фольксвагене" доставили участников экспедиции в Сосновец. При этом водитель "Нивы" был заметно нетрезв, пытаясь время от времени вывалиться из-за руля.

В Сосновце нас ждало необычное испытание — покупка билетов на скорый поезд. Привыкнув к системе "Экспресс", мы испытали сложные чувства, когда кассирша кричала в трубку телефонного аппарата "Диспетчер! Есть билеты на 11-й поезд? Да? Диктую по буквам! Анна-Николай-два-три-семь..." и полчаса выписывала четыре билета в вагон номер 13. Несмотря на неадекватный номер вагона мы благополучно добрались до Московского вокзала 21 августа 2000 г. в 5 часов 32 минуты.

Категория: Разное | Добавил: Виктор (29.03.2008)
Просмотров: 1448 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 1
1  
Great comomn sense here. Wish I'd thought of that.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017
Хостинг от uCoz