НЕофициальный сайт города Кеми
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
История [11]
Разное [43]
Мини-чат
100
Наш опрос
Кто вы ?
Всего ответов: 166
Главная » Статьи » История

Успенский собор
В облике Успенского собора есть что-то от необузданной силы падуна. И вместе с тем собор настолько отточен и совершенен, что вызывает ассоциацию с жемчужиной, самой драгоценной в ожерелье, украшавшем некогда герб города Кемь», - так пишет об Успенском соборе в Кеми в своих архитектурных новеллах Вячеслав Орфинский, архитектор, знаток деревянного зодчества.
Успенский собор в Кеми – монументальное сооружение, которое по своему типу, композиции, художественному и образному содержанию может служить настоящей энциклопедией северного народного деревянного зодчества начала XVIII века. Кемский собор – современник и достойный собрат прославленной Преображенской церкви Кижского погоста.
Собор строился шесть лет: торжественная закладка Успенского собора состоялась в 1711 году, строительство продолжалось до 1717 года. В 1714 году первым был закончен не главный, а придельный храм – освященный во имя основателей Соловецкого монастыря свв. Зосимы и Савватия.
Ко времени начала строительства собора застройка городского центра уже сложилась, и новый храм должен был господствовать над ним. Величие в древнерусском зодчестве отождествлялось с высотностью сооружения. Идея высоты в Кемском соборе подчеркнута трижды: высотой главного шатрового храма Успения (35.5 м), ступенчатым переходом от боковых храмов (высота которых 23.5 м) к главному и контрастным противопоставлением устремленных вверх шатров - низким пологим крышам трапезной и невысокому крыльцу. С востока к трапезной примыкает главный Успенский храм, с севера – Зосимо-Савватиевский, с юга – Никольский, с запада – галерея-сени и крыльцо.
конецформыначалоформыАрхитектурно-пространственная композиция собора продумана безукоризненно: нет ни одной точки восприятия, с которой все три шатра сливались бы в одном силуэте и тем самым нарушался бы основной композиционный прием построения кемского собора – принцип контраста высот и объемов. Этот принцип – контрастного противопоставления – проведен и в деталях: чешуйчатые главки контрастируют с гладким тесом шатров, тес – с бревнами, подзоры и столбики крыльца своей ажурностью подчеркивают массивность сруба. Внутренняя архитектура памятника под стать наружной: строгость и суровость. В центре комплекса расположена трапезная. Это лаконично решенная просторная комната-зал: выструганные стены, потолок из широких плах, поддерживаемый двумя резными столбами, широкие скамьи вдоль стен.
Из трапезной дверь ведет в центральный храм, восточную часть которого занимает пятиярусный иконостас. Резной иконостас, выпадающий из общего строгого стиля, – более поздний; старый иконостас состоял из горизонтальных полок-тяблин.
В конце XIX века собор был обшит, что сильно исказило его облик, но в настоящее время он реставрирован в первоначальном виде. Рядом с Успенским собором стоит шатровая часовня первой половины XVIII столетия. Интересная сама по себе, она несколько нарушает композиционную ясность собора. Впрочем, ни часовня, ни близко подступившие к храму жилые дома не способны разрушить очарования этого замечательного памятника.

Категория: История | Добавил: Виктор (01.04.2008)
Просмотров: 1108 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017
Хостинг от uCoz